Уважаемые жители Енисейска! 22 сентября 1764 года, ровно 255 лет назад, в России были введены каменные верстовые столбы!
В середине 17 века вдоль дороги от Москвы до летней резиденции царя Алексея Михайловича в Коломенском были установлены деревянные верстовые столбы с обозначением расстояния до конечного пункта. Первые верстовые столбы на дорогах от Петербурга до Царского Села и Петергофа также были деревянными. Такие дороги назывались столбовыми. 22 сентября 1764 года в царствование Екатерины II комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы принимает решение о благоустройстве главных въездов в столицу по Царскосельской и Петергофской дорогам, и решает заменить деревянные указательные столбы на каменные. Дорожные знаки по единому образцу были изготовлены в виде обелисков из гранита или мрамора. Путевая верста равнялась 500 саженям - 1,0668 километра.
Первый такой столб появился в 1774 году на берегу Фонтанки около Триумфальных ворот. Первая дорога, на которой были установлены каменные верстовые столбы, разделяла путь от Москвы до Коломны. Поэтому верстовой столб в народе стали именовать Коломенской верстой. Затем появилась практика указывать расстояние до столицы от каждой почтовой станции. В том же году верстовые столбы появились вдоль Царскосельской дороги от границы Санкт-Петербурга (в 18 веке граница города проходила по Фонтанке) до Царского Села. Последний верстовой столб был установлен на границе Екатерининского парка вблизи Орловских ворот, построенных по проекту архитектора А. Ринальди, которого считают также и автором верстовых столбов. Но документально авторство Ринальди не подтверждается. По более поздним данным, их автор - архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот. Верстовые столбы изготавливались в строительных мастерских Исаакиевского собора Петербурга. На первом и последнем столбе были установлены солнечные часы. Уцелевшие верстовые столбы реставрированы в 1970-1990 годах.
А вот весь Московский (Большой Сибирский) тракт был просто разделен на отрезки равной длины, они отмечались столбиками с прибитыми дощечками. За содержание и ремонт дороги на этих участках отвечало общество крестьян одного из притрактовых сел, обычно тянувшегося двумя рядами изб по обе стороны широкой улицы, иногда до пяти верст. Ранней весной тысячи крестьянских подвод выезжали из деревень, каждый на свою делянку. Ехали целыми семьями, спеша до начала пахоты сделать необходимый ремонт столбовой дороги.
Торопились исправить гати на болотах, строили мостики, копали и возили грунт для засыпки колдобин. Заболоченные участки настилали хворостом, на хворост набрасывали землю, снова хворост и снова землю. Так, словно слоеным пирогом, поднимали низкие места. Наезжал заседатель и ворчливо требовал срезать бугры, засыпать ямы, выровнять столбы.
Вот такие они были, а во многих местах ещё и остаются, наши дороги. Но столбовые вёрсты, в какой-то мере, упорядочивали, хотя бы, - направления.
Т. А. Ушенина
Картинка из открытого доступа сети Интернет