Уважаемые жители Енисейска и Енисейского района! 22 сентября 1764 года, 260 лет назад, в России введены каменные верстовые столбы!
В середине 17 века вдоль дороги от Москвы до летней резиденции царя Алексея Михайловича в Коломенском были установлены деревянные верстовые столбы с обозначением расстояния до конечного пункта. Первые верстовые столбы на дорогах от Петербурга до Царского Села и Петергофа также были деревянными. Такие дороги назывались столбовыми.
22 сентября 1764 года в царствование Екатерины II комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы принимает решение о благоустройстве главных въездов в столицу по Царскосельской и Петергофской дорогам, и решает заменить деревянные указательные столбы на каменные. Дорожные знаки по единому образцу были изготовлены в виде обелисков из гранита или мрамора. Путевая верста равнялась 500 саженям - 1,0668 километра.
Первый такой столб появился в 1774 году на берегу Фонтанки около Триумфальных ворот. Первая дорога, на которой были установлены каменные верстовые столбы, разделяла путь от Москвы до Коломны. Поэтому верстовой столб в народе стали именовать Коломенской верстой. Затем появилась практика указывать расстояние до столицы от каждой почтовой станции. В том же году верстовые столбы появились вдоль Царскосельской дороги от границы Санкт-Петербурга (в 18 веке граница города проходила по Фонтанке) до Царского Села.
Последний верстовой столб был установлен на границе Екатерининского парка вблизи Орловских ворот, построенных по проекту архитектора А. Ринальди, которого считают также и автором верстовых столбов. Но документально авторство Ринальди не подтверждается. По более поздним данным, их автор - архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот.
Верстовые столбы изготавливались в строительных мастерских Исаакиевского собора Петербурга. На первом и последнем столбе были установлены солнечные часы. Часть уцелевших верстовых столбов была реставрирована в 1970-1990 годах, и сегодня они являются объектами культурного наследия федерального значения.
В Енисейской губернии тоже было верстовые столбы.
С начала XVIII века Сибирь приобретает большое значение для государства, и в мае 1720 года издается указ Петра I «О создании почтовых станций в Сибири». Во исполнение этого указа, на участке от Красноярска до Иркутска, замерщики: сын боярский Иван Кохтуров, конные казаки Яков Терской, Иван Иваной и другие, намерили 981 версту и 2 сажени. А в 1733 году с целью налаживания регулярного почтового сообщения между восточно-сибирскими городами издается указ Правительствующего Сената «О проведении самого длинного тракта в мире». Назначить станы и организовать почтовую гоньбу от Томска через Красноярск до Иркутска поручалось опытному мореплавателю и первооткрывателю Витусу Берингу, который в то время руководил работой второй Камчатской экспедиции.
Почтовые станции располагались на дистанции 30-40 верст, а через каждые 500 верст стояли верстовые столбы. От Томска до Красноярска в первые годы существовало 6 станций, далее от Красноярска до Иркутска их было 4, и 8 зимовий. На каждой станции содержалось по 4 почтовых лошади и несколько лошадей для пассажиров.
Вот такая история появления «коломенской» версты.
Т. А. Ушенина
Фото из открытого доступа сети Интернет