Уважаемые жители Енисейска! 13 апреля 1934 года, ровно 90 лет назад, завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике!
Летом 1933 года советская научная экспедиция под руководством Отто Шмидта на пароходе «Челюскин» вышла в море из Мурманска. Целью экспедиции, кроме сбора различного материала, была проверка возможности прохода Северным морским путем транспортными кораблями, что до этого удалось только ледоколу «Сибиряков», который впервые в истории мореплавания прошел за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан.
Плавание шло успешно, но уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами. В связи с возникшей угрозой затопления, экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. 13 февраля 1934 года пароход был раздавлен льдами и затонул.
Благодаря оперативной работе челюскинцев, все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца.
После получения радиограммы, Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев. О. Ю. Шмидт возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в суровых условиях Арктики. Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов.
На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли - «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». На Мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. Летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались туда. В первую очередь со льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду.
13 апреля 1934 года операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать. Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены. В порт Владивостока корабли с челюскинцами и героями-летчиками на борту вошли в начале июня.
Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза. А 20 апреля был издан указ о присвоении летчикам званий Героя Советского Союза. Первыми кавалерами этой награды стали летчики, участвовавшие в этой операции - А. Ляпидевский, С. Леваневский, М. Слепнев, Н. Каманин, В. Молоков, И. Доронин и М. Водопьянов.
Т. А. Ушенина
В 1935 году была выпущена серия марок «Челюскинцы», печатались открытки и сборники статей в честь летчиков, принимавших участие в спасении команды, в честь самих полярников именовались улицы даже спустя несколько десятилетий после окончания экспедиции «Челюскина». Так в Енисейске в 1957 году (и не только в нашем городе) появилась улица Молокова.
В команду летчиков-спасателей вошел и Василий Сергеевич Молоков. В момент катастрофы «Челюскина» Молоков находился на зимней линии Красноярск - Игарка - Дудинка. 21 февраля по заданию правительства он был снят с работы на линии и направлен в Арктику, где и совершил ряд полетов по спасению людей.
С 5 марта по 13 апреля с льдины были вывезены все пострадавшие. Летчик Ляпидевский совершил один рейс 5 марта и вывез 12 человек, Слепнев за один рейс вывез 5 человек, Доронин за 1 рейс - 2 человека, Водопьянов за три рейса вывез 10 человек. Каманин и Молоков с 7 по 13 апреля летали непрерывно по несколько рейсов в день. Каманин за 9 рейсов вывез 34 человека, а Молоков - 39 человек, в том числе больного начальника экспедиции О. Ю. Шмидта.
Сам Герой Советского Союза Василий Сергеевич Молоков рассказывает о своем подвиге крайне скромно: «Ничего особенного не было... Вынужденная посадка. Пурга. Скоро ночь. Залезли в спальные мешки, а к утру над нами уже метра два снега навалило - еле выкарабкались. А пурга так запечатала все дырочки в моторе и самолете, что пришлось инструментом выковыривать.
В дни авральной работы питался только шоколадом, во время полетов не до второго и не до первого блюда было. Тяжеловато было взлетать с ледяного поля, площадка мала, самолет перегружен - кругом здоровые площадки торосов, едва вытягивал над ними...».
Условия, в которых совершались полеты, Василий Сергеевич описывал так: «Сейчас даже трудно представить, в каких условиях мы летали. Кабины для экипажа были открытые, только впереди козырек из целлулоида. Шум мотора заглушал слова, так что переговариваться с бортмехаником, сидящим сзади, приходилось знаками или записками. Налетевшая метель залепляла козырек, приходилось смотреть сбоку через борт и тут уж снег бил прямо в лицо...».
Эпопея парохода «Челюскин» стала одной из самых ярких страниц в истории освоения Арктики. Окончательно стало ясно, что использование обычных пароходов в условиях Арктики не является оптимальным решением. В дальнейшем для освоения северных широт стали использоваться более приспособленные суда и методы, такие как ледоколы и авиация.
По материалам енисейского музея