Уважаемые жители Енисейска! Енисейцы тоже принимали участие в освобождении города на Неве от блокадного кольца!
Предлагаем вашему вниманию материал Енисейского музея, ко дню освобождения Ленинграда от блокады «Трубопровод жизни».
В годы Великой Отечественной войны особое значение в обеспечении блокированного Ленинграда и частей фронта горюче-смазочными материалами имел специально созданный трубопровод. Построить его было непросто. Приходилось думать не только о рациональном использовании и сохранении запасов горючего, которые имелись в Ленинграде, но и о путях доставки его с «большой земли». Имевшиеся в то время на Ладожском озере средства транспортировки нефтепродуктов оказались малоэффективными, так как они были незначительны по тоннажу и часто подвергались бомбардировкам и артобстрелам врага.
Понимая серьезность создавшегося положения, отдел снабжения горючим фронта и коллектив работников Ленинградского управления Главнефтеснаба искали новые, более эффективные средства доставки горючего в блокированный Ленинград. Идея прокладки трубопровода возникла в конце навигации 1941 года, когда небольшой наливной танкер доставил горючее на западный берег Ладожского озера. Несмотря на все принятые меры по рассредоточению автоцистерн и маскировки площадки, на которой шел слив горючего, враг обнаружил судно. Бомбардировщики немцев старались попасть своими бомбами в танкер и его ликвидировать. Тогда на Ладоге было всего два танкера, и потеря одного из них могла обернуться катастрофой для дальнейшего обеспечения горючим города. К счастью, прямых попаданий в судно удалось избежать. После этого налета и созрела мысль о необходимости прокладки трубопровода через озеро.
25 апреля 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны, согласно которому ответственность за проектирование трубопровода возлагалось на московский проектный трест «Нефтепроводпроект» Главнефтеснаба, а за строительство - на Наркомстрой. Трубы и все оборудование для строительства пришлось искать на месте.
Работники Ленинградского управления Главнефтеснаба приступили к поиску труб, резервуарных емкостей, насосов и другого оборудования на предприятиях Ленинграда. Время работало против города на Неве, запасы горюче-смазочных материалов убывали. Грузовые машины начали заправлять всевозможными суррогатами, вплоть до смеси бензина с пихтовым маслом. Трубы, необходимые для строительства, были найдены на Ижорском заводе. Помог Госплан СССР. Насосы обнаружили на одном из складов Васильевского острова, резервуарные емкости - на нефтебазе «Красный нефтяник». Теперь было необходимо вывезти тысячи тонн труб с Ижорского завода под бомбежками и артобстрелами. Благодаря 446-му автомобильному батальону с этой ответственной задачей удалось справиться. Параллельно сотрудники Московского проектного треста обследовали район будущей трассы трубопровода и составили его проект. Он предусматривал строительство на восточном берегу Ладожского озера головной перекачечной станции для приема железнодорожным транспортом цистерн с горючим. Общая протяженность трубопровода составляла 30 километров. От головной перекачечной станции по дну озера предполагалось уложить около 21,5 километров стальных труб диаметром 101 миллиметров до западного берега в районе деревни Коккорево. Дальше в береговой части трубопровод, прокладываемый в земле, шел до станции Борисова Грива, где строился конечный железнодорожный наливной пункт с парком резервуарных емкостей и другими вспомогательными сооружениями. В деревне Ваганово предполагалось построить резервный наливной пункт на случай выхода из строя основного.
В коллектив строителей и монтажников, привлеченных к сооружению трубопровода, входило около 1000 человек. В него вошли монтажники и сварщики строительно-монтажной части. На стройке также находились офицерский и рядовой состав многих служб тыла фронта и работники Ленинградского управления Главнефтеснаба. Работы велись одновременно на всех участках, практически круглосуточно. Особую сложность представляла укладка труб на дно озера. Часто эту работу приходилось выполнять на виду у противника, под артобстрелами и бомбежками с воздуха. Сварка отдельных плетей труб и их укладка по трассе не прекращалась и во время шторма.
На берегу, в непосредственной близости от Вагановского спуска, была создана строительно-монтажная площадка. На ней шла заготовка труб: их сваривали в 200-метровые секции, а затем в 1000-метровые плети. Подготовленные таким образом плети подавались на озеро по специальным спусковым дорожкам с помощью буксира. На плаву плети поддерживались подвязываемыми к ним бревнами, а концы плетей закреплялись на понтонах, стыковались и сваривались в общую нить трубопровода. По мере готовности нить укладывали на дне. Однажды во время шторма на озере произошло чрезвычайное происшествие. Была утеряна одна плеть. Разыскать ее на дне озера водолазы не смогли. С потерей этой плети обнаружился недостаток труб. Была организована дополнительная доставка недостающих труб на строительную площадку.
Строительство и монтаж трубопровода были завершены в рекордно короткий срок - за 50 дней, к 16 июня 1942 году. Укладка труб на подводном участке трассы, на глубинах до 12 метров, была выполнена в исключительно короткий срок - в течение 15 дней. 17 июня началась закачка керосина в трубопровод. Это было радостное и долгожданное событие. Теперь все горючее, поступавшее с Большой земли (автобензин, лигроин, керосин и дизельное топливо), стало без потерь перекачиваться на западный берег Ладожского озера. Далее его доставляли по железной дороге и автотранспортом в Ленинград.
Эксплуатацию трубопровода взяло на себя специальное управление. Объем перекачки с плановых 350 тонн в сутки удалось поднять до 438 тонн. Это позволило высвободить как плавучие, так и автомобильные транспортные суда. Ввод трубопровода резко сократил потери горючего. Главное заключалось в том, что возникла реальная возможность создать запасы горючего в Ленинграде на период активных боевых действий наших войск по прорыву блокады и разгрому врага. Был проделан колоссальный труд в сложнейших условиях.
Когда трубопровод начал эксплуатироваться, самолеты противника по ночам бомбили головную перекачечную станцию во время приемки горючего из железнодорожных цистерн. В это время работы можно было вести без применения осветительных систем, так как вражеские летчики широко применяли навесные осветительные ракеты, вероятно, для фотофиксации. Большинство налетов авиации противника не приносило значительного вреда: бомбы падали в озеро. На объекте была хорошо организована маскировка сооружений. Кроме того, они прикрывались зенитной артиллерией.
В 1943 году был период, когда вода в Ладожском озере резко поднялась и в одну из ночей затопила всю территорию перекачечной станции. Чтобы обеспечить бесперебойную подачу горючего, весь личный обслуживающий состав станции эвакуировал ее имущество и принял меры по защите основного оборудования. Оборудование было поднято на фундаменты. Весь персонал получил специальные резиновые костюмы. В качестве средства передвижения по территории головной станции сначала использовались самодельные плоты, а позднее прислали сборно-разборные лодки. Во избежание временного прекращения работы головная станция была перебазирована на новую площадку. Станция была перенесена в район деревни Леднево. Это удлинило трубопровод на 5 километров.
Ладожский трубопровод осуществлял перекачку горючего с 18 июня 1942 года по ноябрь 1943 года, и за это время по нему прошли десятки тысяч тонн горючего. Потом на его базе был организован склад горюче-смазочных материалов.
В эксплуатации и обслуживании этого важного трубопровода участвовал наш земляк-енисеец Афанасий Иванович Черепанов. В 1944 году на станции произошла авария. Афанасий Иванович принимал участия в ее ликвидации. После устранения аварии он попал в госпиталь с ожогами. Выписался только через семь месяцев. Был демобилизован и вернулся в родной Енисейск.
У Афанасия Ивановича немало наград, одна из них - медаль «За оборону Ленинграда», которую он получил в августе 1943 года. Это вручение прошло недалеко от Ладожского озера, на станции Борисова Грива.
Пока мы помним о подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны, память о них будет вечной.