Сайт города Енисейска

3 апреля 2023

Уважаемые жители Енисейска! 03 апреля, по некоторым данным, принято считать днём рождения штрихового кода (штрих-кода) - одного из самых передовых изобретений 20 века!

Уважаемые жители Енисейска! 03 апреля, по некоторым данным, принято считать днём рождения штрихового кода (штрих-кода) - одного из самых передовых изобретений 20 века!
50 лет назад, 03 апреля 1973 года, появилось изобретение, которое положило начало автоматизации процесса учёта и отпуска товаров, а значит, улучшило и ускорило процесс обслуживания покупателя. Именно в этот день в 1973 году компания IBM официально представила свою разработку UPC - один из самых распространенных линейных символик штрихового кода. С тех пор эта дата и считается Днем рождения штрих-кода, а его родителями принято считать Бернарда Силвера и Норманна Джозефа Вудленда.
Сегодня штрих-код - это ежедневная практика любого магазина и торгового объекта, ведь основное предназначение штрих-кода - это идентификация товара или какого-либо его признака (упаковки, серийного номера и т. д), это своего рода ключ, дающий необходимую информацию о каждом товаре, как профессионалам, так и потребителям. Сегодня, его нанесение на продукцию является обязательным условием для всех производителей. Когда-то цены на все товары в кассу вводились вручную, поэтому использование штриховых кодов облегчило работу сотни тысяч людей, в первую очередь, в сфере торговли.
История появления штрих-кода долгая. За много лет до изобретения штрих-кода и сканеров для его считывания, предпринимались попытки по созданию нечто подобного, что улучшило бы процесс реализации и учёта продукции. Первоначально на эту роль выдвигались перфокарты, которые, однако, оказались не удобны. Да и считывающее оборудование представляло собой машины гигантских размеров и стоило невероятно дорого.
Первые разработки по созданию штрих-кода были сделаны в 1948 году аспирантом Дрексельского института технологии в городе Филадельфия (США) Бернардом Силвером. Согласно известной истории, он оказался невольным свидетелем разговора, в котором владелец местной продовольственной компании просил провести исследование по вопросу автоматического сбора информации непосредственно у касс супермаркета. Тогда молодому аспиранту и пришла в голову идея разработать уникальную маркировку товаров, которая наносилась чернилами, светящимися в ультрафиолетовом свете. Однако первый сконструированный образец был ненадёжным и слишком дорогим. Силвер продолжил свои исследования.

Через несколько месяцев упорной работы он, совместно со своим другом Норманом Джозефом Вудлендом, пришёл к варианту линейного штрих-кода, базировавшегося на элементах двух хорошо известных на тот период технологий кодирования: звуковых треков к кинофильмам и азбуки Морзе. Последняя стала прототипом отображения нового кода - вытянутые вниз точки и тире выглядели как рисунок, похожий на последовательность чёрных широких и узких линий, разделявшихся белыми пробелами. Метод озвучивания кинофильмов лёг в основу процесса считывания штрих-кода.
В 1949 году друзья запатентовали своё изобретение, а через два года Вудленд получил приглашение поработать в IBM, и уже там они вновь вместе приступили к конструированию теперь уже считывающего данный код устройства. Этот аппарат появился через несколько месяцев напряжённого труда. По размерам он был гигантским, по сравнению с современными сканерами, но он по праву считается прототипом сканера - устройства, считывающего в электронном виде отпечатанную маркировку. Однако применить всю эту технологию в промышленных масштабах удалось лишь в конце 1960-х годов, с появлением и распространением лазеров и компьютеров.
Первые штрих-коды были круглыми, то есть привычные нам толстые и тонкие линии были замкнуты в окружность. Это было сделано для того чтобы уменьшить ошибки во время считывания, и можно было бы подносить этикетку к сканеру под любым углом. Впервые работоспособная система нанесения и считывания кругообразного штрих-кода с использованием сканирующей лазерной установки была продемонстрирована весной 1971 года на одном из саммитов крупных деятелей торговли в США и привлекла внимание огромного количества участников встречи.
Вскоре данная система была протестирована в одном из магазинов Цинциннати. Но результаты оказались несколько отличными от ожидаемых. Основным неудобством кругообразного штрих-кода была невозможность считывания данных в тех случаях, когда чернильные круги при печати чуть-чуть съезжали в сторону, образуя смазанное изображение. В итоге решение, предложенное компанией IBM, в виде UPC-кода (Universal Product Code) - одного из наиболее распространённых в настоящее время линейных символик штрихового кода, было признано лучшим. Его разработчиками стали всё тот же Норманн Вудленд и сотрудник IBM Джордж Лаурер.
03 апреля 1973 года объединённый съезд представителей торговых сетей (NAFC) утвердил окончательный вариант прямого штрих-кода UPS (Universal Product Code) как новый стандарт маркировки товаров. А первым товаром, который был продан по штрих-коду (просканирован на кассе магазина), была жевательная резинка. Это историческое событие произошло 26 июня 1974 года в одном из супермаркетов города Трой (штат Огайо, США). Кстати, одна из этих упаковок жвачки теперь храниться в Смитсоновском музее американской истории.
Повсеместно же штрих-код стал использоваться с 1974 года. В Западной Европе для идентификации потребительских товаров с 1977 года стала использоваться аналогичная система под названием «Европейский артикул» (EAN - European Article Numbering). Сегодня без этих чёрных полосок уже не сможет работать ни один крупный супермаркет, ведь промаркированный штрих-кодом товар или продукт легко идентифицировать, а значит, это облегчает обслуживание покупателя.
В настоящее время чаще используется штрих-код EAN-13, записанный с помощью полос разной толщины и с помощью 13 цифр. Этим кодом маркируется 80% продукции в мире. Например, первые две (или три) цифры в коде обозначают страну - изготовитель товара. Код России, как производителя товара - 460-469.
Сегодня штрих-коды - не обязательно последовательность чёрных и белых полос. Также существуют штриховые коды, состоящие из точек, квадратов и других геометрических фигур, которые легко распознаются машиной, а некоторым дизайнерам удается создавать из них целые произведения искусства, не ухудшая при этом свойств считываемости кода. Это направление в дизайне упаковок даже получило своё называние - Barcode art. Причём штрих-код используется не только в торговле, но и для маркировки билетов, документов и прочего, прочего, прочего.
Вот такая история развития современных технологий.
Т. А. Ушенина
Фото из открытого доступа сети Интернет

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

22-11-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода

www.rp5.ru