Уважаемые жители Енисейска и Енисейского района! Енисейский музей предлагает нам интересный материал и виртуальную выставку «Арктический маршрут. К 190-летию капитана Джозефа Виггинса»!
Изумительная настойчивость и безграничная энергия - такими качествами наделяли современники капитана Джозефа Виггинса, известного английского мореплавателя, пионера сообщения Европы и сибирских рек через Карское море. В год 190-летия со дня рождения капитана Енисейский музей-заповедник подготовил виртуальную выставку «Арктический маршрут».
Джозеф Виггинс родился 3 сентября 1832 года. В море он вышел еще юношей, а к 21 году уже стал капитаном торгового судна в Средиземном море. Никто не сомневался, что Виггинс будет до конца своей жизни успешным купцом-капитаном. Норвежский предприниматель Йонас Лид так описывал Джозефа Виггинса:
«Он был дородным человеком с густыми бакенбардами, очень религиозным, и являлся трезвенником, который требовал трезвости от команды на своем корабле».
Большую часть своей жизни Виггинс провел на палубе. Опытный и целеустремленный мореплаватель во времена повышенного интереса к Арктике задался целью исследовать северные моря и установить новые торговые маршруты с Сибирью. Виггинс считал: «Природа, наделив Сибирь богатейшей системой рек, прямо указывает морской путь, как самый удобный и экономически самый выгодный для её отношений с Европой, которые могут и вероятно примут весьма обширные размеры».
Свое первое северное крейсерство капитан Виггинс совершил на собственном пароходе «Диана» водоизмещением 103 тонны. Экипаж «Дианы» состоял из лучших шотландских китоловов, привычных к плаванию по Ледовитым морям. В 1874 году Виггинс прошел через Карское море до устья Енисея и дальше на северо-восток, достиг 76° северной широты, и в ту же навигацию вернулся в Европу, нигде не встретив льдов.
В следующем 1875 году на небольшом парусном судне «Вим» Джозеф Виггинс снова отправился к берегам Сибири. «Море оказалось свободным ото льда». Летом 1876 года Виггинс вновь отплыл к устьям сибирских рек на пароходе «Темза». До самой глубокой осени не было сведений об экипаже. По ходатайству спонсора экспедиции Михаила Константиновича Сидорова, предприниматель Александр Михайлович Сибиряков назначил премию в 3000 рублей тому, кто найдет Виггинса. Наконец из Енисейска пришли телеграммы: 21 и 23 ноября городской голова Алексей Софронович Баландин и сам капитан Виггинс рапортовали об успешной доставке грузов, экспедиция Джорджа Виггинса прибыла к устью Курейки, находящемуся в 100 верстах от Туруханска. «Зимовал около Туруханска. Первый транспорт товаров, когда-либо доставленных в Енисейск прямо из Европы».
В 1887 году стараниями Виггинса в Англии организуется компания «The Phoenix Merchant Adventurers». Компания доставила в Сибирь 10 тысяч пудов соли, 249 пудов точильных камней, 326 пудов якорей и цепей, 150 пудов разных красок, 111 пудов керосина и другое. Морской пароход «Феникс» с грузом товара от берегов Англии достиг Енисейска, поднявшись около 2000 верст по Енисею. Виггинс писал: «Прямо в Енисейск было доставлено 400 тонн разного товара. Это был первый коммерческий пароход, прибывший туда из Европы».
Пароход «Феникс» остался работать на Енисее, но в 1892 году сел на мель на Осиновских порогах. Спасти судно не удалось, корпус парохода постепенно занесло песком, сейчас это место называется Фениксова коса.
После удачного плавания «Феникса» компания «The Phoenix Merchant Adventurers» в 1888 году отправила полярный китоловный пароход «Лабрадор» с грузом до 15800 пудов, Джозеф Виггинс доставил груз в Енисейск. В следующем 1889 году «Лабрадор» достиг Гольчихи и успешно вернулся в Лондон. «Сгруженный в Гольчихе груз был доставлен в Енисейск в следующем году речными пароходами».
В 1890 году в устье Енисея отправили пароходы «Бард», «Туле» и «Бискай» с грузом в 800 тонн. В Енисейск, затем в Красноярск, и частично в Иркутск доставили: металл, машины, керосин, соль, канаты, оливковое масло, цемент и другой товар. В Англию же отправились сибирские зерно и лес. «Весь груз доставлен в Енисейск на пароходе «Феникс» и на баржах. Баржи «Бискай» и «Туле» благополучно вернулись в Англию, а «Бард» остался в Енисейске».
В 1893 году Комитет Сибирской железной дороги поручил капитану Джозефу Виггинсу доставить в устье Енисея до Гольчихи около 90000 пудов иностранных рельсов для Транссибирской магистрали. Весь груз благополучно пришел в Гольчиху на пароходе «Орестес». Одновременно с грузом рельсов были доставлены машины для обработки рудного золота.
На следующий год через Карское море в Енисей Виггинс провел выстроенные для Ангары пароходы-туера: двухвинтовой «Лейтенант Овцин» и речной колесный «Лейтенант Малыгин». С туерами пришли и другие товары: сельдь, рис, фруктовые и мясные консервы, всего около 2500 пудов. «Мною совершено 10 плаваний в течение 20 лет. Ни одно из судов не было затерто или остановлено льдами».
«В 1894 году пришли в Енисейск два туера «Первый» и «Второй», с поборниками северного пути С. В. Востротиным и Виггинсом на пароходе «Стернен». Крушения не обошли умелого капитана. На обратном пути из устья Енисея «Стернен» потерпел крушение. Гибель незастрахованного парохода подорвала финансовое положение компании Wiggins Siberian Expedition, организованной для доставки рельсов в 1893 году и туеров в 1894 году. Однако компанию неудачи не сломили. Не имея поручений от сибирской железной дороги, Wiggins Siberian Expedition нашли частный груз, который и был доставлен почти до Енисейска в 1895 году. «Плавание Карским морем до сих пор нельзя назвать безопасным и правильным. Едва ли не один Виггинс знает весь путь надлежащим образом».
В 1904-1905 годы, в условиях Русско-Японской войны и загруженности Транссибирской железной дороги, российское правительство планировало ввозить большие партии продовольствия через Обь и Енисей. Капитана Виггинса вызвали в Санкт-Петербург для консультации, где он согласился выполнять обязанности организатора экспедиции. По пути домой из России капитан простыл. На тот момент ему было семьдесят три года. Простуда переросла в хронический бронхит. Джозеф Виггинс руководил подготовкой экспедиции со своего смертного ложа, но флот отплыл без него. Виггинс умер 13 сентября 1905 года.
За заслуги в развитии мореплавания император Александр III пожаловал Виггинсу «царский подарок» - серебряную тарелку. В Англии Королевское географическое общество присудило Джозефу Виггинсу грант Мерчисона.
Справка. Премия Мерчисона, также известная как грант Мерчисона, впервые была присуждена Королевским географическим обществом в 1882 году за публикации, которые внесли наибольший вклад в географическую науку в предыдущие последние годы.
Летописцы Енисейска неоднократно упоминали фамилию английского капитана, бывавшего гостем нашего города.
Александр Игнатьевич Кытманов в своей книге «Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии 1594-1894 годы» подробно описывает плавания «изв?стнаго капитана Іосифа Виггинса, употребившаго столько настойчивой работы въ посл?дующе годы на установленіе морскаго пути въ устья Оби и Енисея».
Приведем несколько случаев, представленных А. И. Кытмановым:
«Когда Виггинсъ остановился на зимовку въ усть? Курейки, отправилъ товары, привезенные на пароход? въ Туруханскъ, зас?датель, прі?хавшій въ Курейку, заявилъ Виггинсу, что онъ не им?лъ права отправлять товары, не дождавшись его на пароходъ. Виггинсъ зам?тилъ ему, что онъ ждалъ 23 сутокъ и товары отправлены къ нему же въ Туруханскъ. На требованіе паспортовъ у Виггинса и команды, Виггинсъ заявилъ зас?дателю, что ни на одномъ англійскомъ судн? команда никакихъ паспортовъ не им?етъ. Зас?датель отправился догонять товары и арестовалъ ихъ. Виггинсъ на своей квартир? выв?силъ англійскій флагъ, но зас?датель вел?ль его снять, Виггинсъ выв?силъ флагъ на повозк? своей, но и это не помогло. Наконецъ, благодаря участiю н?которыхъ чиновниковъ, особенно почтмейстера, путешественникамъ удалось выбраться изъ Туруханска, смиловался въ конц?-концовъ и зас?датель. Посл? ходатайства Виггинса и Сидорова товары были освобождены отъ ареста».
«Пароходъ Виггинса «Темза» благополучно перезимовалъ въ усть? Курейки. Нагрузивъ его графитомъ, частью саломъ, Виггинсъ 17 іюня отправился внизъ по Енисею. Въ 200 верстахъ ниже устья Курейки, «Темза» попала на косу острова и только тогда снялась съ мели, когда сбросили въ воду графитъ, полученный Виггинсомъ въ преміи за открытіе пути въ Енисей».
В честь 20-летия путешествий Джозефа Виггинса через льды Карского моря группа гласных Городской думы Енисейска составляла капитану поздравительный адрес, о чем писал в своих мемуарах Михаил Прокопьевич Миндаровский.
В адресе говорится: «Три с лишком столетия трудились над этим многие отважные мореплаватели, но завидная доля в деле открытия и упрочения торгового морского пути принадлежит Вам, капитан! Не жалея материальных затрат, собственных сил и несмотря на неудачи, постигшие в негостеприимных водах Карского моря предшественников и других, работавших одновременно с Вами, Вы достигли цели». Конечно, капитан Виггинс открывал Северный морской путь не в одиночку. Но именно Джозеф Виггинс одним из первых доказал то, что многими считалось невозможным.
По материалам енисейского краеведческого музея-заповедника
Фото из фондов музея