Уважаемые жители Енисейска и Енисейского района! 7 июля отмечают свой профессиональный праздник, а также День рождения службы, работники Авиалесоохраны Российской Федерации!
Ежегодно на бескрайних просторах России происходят возгорания в зоне лесных массивов, приводящие к лесным пожарам на огромных площадях, гибели лесов, флоры и фауны в зоне пожара, тяжёлым экологическим последствиям. Человеческий фактор как одна из причин таких чрезвычайных ситуаций среди прочих занимает особое место.
Ещё в начале прошлого века представителями российской лесной науки были выработаны основные принципы борьбы с лесными пожарами, как и во многом остальном базировавшиеся на превентивных мерах, то есть на том, что тяжёлые последствия лесных пожаров проще преодолеть, своевременно выявив очаги возгорания на ранних этапах.
Для таких целей лучшим средством выступала авиация, развитие которой как раз и пришлось на этот исторический период. После завершения Первой мировой и Гражданской войны, советское правительство приняло решение о создании Гражданского воздушного флота. Это дало возможность начать формирование, в том числе, авиационных подразделений, в задачу которых входило патрулирование с воздуха лесных массивов, фотографирование и выявление очагов возгораний. В 1921 году на проходившей в Москве лесной конференции с докладом о необходимости привлечения авиации для патрулирования лесов выступил профессор Г. М. Турский. Уже на следующий год начались первые подобные вылеты, в ходе которых проходила апробация и аэрофотосъёмки лесов, а также лесоустроительных работ.
Днём рождения Авиалесоохраны принято считать 7 июля 1931 года, когда специально с целью авиапатрулирования лесных массивов с одного из аэродромов Нижегородской области взлетел самолёт По-2.
Развитие принципов и формирование круга задач авиалесоохраны продолжилось в 1930-е годы. Уже после того, как авиация доказала свои возможности точного определения очагов возгорания и их фиксации, появилось осознание того, что авиация может выполнять и другие функции в рамках выполнения основной задачи - авиалесоохраны. К патрулированию лесных массивов, обнаружению, фиксации и сообщению о пожарах, наблюдению за лесоустроительными работами, лесосплавом добавились новые способы пожаротушения (с воздуха), а также оперативная доставка пожарных и пожарного оборудования к очагам возгорания по воздуху. Самолёты начали использовать, в том числе и для опыления, при борьбе с лесными вредителями-насекомыми.
К середине 1930-х появилась профессия лесного лётчика-наблюдателя, а в 1936 году был создан Всесоюзный трест лесной авиации, в состав которого вошли 4 авиаотряда. Развивалась и собственная инфраструктура авиалесоохраны: аэродромы, самолёты, средства обслуживания и ремонта самолётов.
Многие лётчики авиалесоохраны в годы Великой Отечественной войны пополнили личный состав ВВС Красной Армии. На их место пришли женщины, успешно продолжавшие выполнение задач в годы войны.
Структурные изменения в системе авиалесоохраны в послевоенные годы не изменили тех задач, которые стояли перед лесной авиацией. Росло число баз авиационной охраны лесов, рос, численно и профессионально, кадровый состав, в который входили, в том числе, и парашютисты-пожарные, и десантники-пожарные, в задачу которых входило тушение лесных пожаров на начальных стадиях.
Авиационный парк авиалесоохраны также развивался, пополняясь новыми машинами. По окончании Великой Отечественной войны к самолётам авиалесоохраны добавились и вертолёты. Собственная производственно-техническая лаборатория занималась разработкой и испытанием средств пожаротушения.
Руководство деятельностью авиационной охраны лесов было возложено на Центральную авиабазу, располагавшуюся в Пушкино Московской области, в 1988 году преобразованную в ПО «Авиалесоохрана», в 1994 году - в ФГУ Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» и, наконец, в Федеральное бюджетное учреждение.
В настоящее время ФБУ «Авиалесоохрана» занимается мониторингом обстановки, выполняет функции специализированной диспетчерской службы Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляет подготовку специалистов, обладая собственным Авиационным учебным центром, оказывает помощь регионам в ликвидации лесных пожаров, наделено полномочиями по осуществлению взрывных работ и искусственному вызыванию осадков при ликвидации крупных очагов лесных пожаров.
Расскажем мы историю Енисейского отряда авиалесоохраны. В 1941 году в составе северных отделений Авиалесоохраны появилось Енисейское отделение. Под охраной отделения находилось 3,3 миллионов гектаров лесов, расположенных на территории Енисейского, Северо-Енисейского, Пировского, Удерейского районов. В то время с воздуха велось пассивное патрулирование лесов: специалисты облетали территорию, обнаруживали пожар и сообщали о нем работникам лесной наземной охраны, которые и организовывали тушение.
В военные годы авиаохрана лесов Севера не прекращалась, а в строй летчиков-наблюдателей вошли женщины, заменившие ушедших на фронт мужчин. В 1942 году Ярцевское авиаотделение возглавила летчик-наблюдатель Анна Федоровна Жданова, летнабовскую службу несла Раиса Ивановна Тихомирова. Енисейское авиаотделение в 1943 году возглавила Валентина Васильевна Гречина, в 1944 году - Анна Дмитриевна Иванова. В последний год войны енисейскую тайгу с воздуха охраняла летчик-наблюдатель Енисейского авиаотделения Матрена Степановна Потемкина (Фатеева). В прошлом году М. С. Потёмкина отметила столетний юбилей!
До 1955 года в Енисейском авиаотделении велось авиапатрулирование лесов без парашютистов-пожарных. Они стали работать лишь после образования Красноярской базы авиационной охраны лесов в октябре 1954 году, когда для службы авиаохраны в Енисейском авиаотделении был выделен самолет Ан-2. В 1955 году в Енисейском авиаотделении впервые появился вертолет Ми-4, а патрульным самолетом служил Як-12.
В 1964 году Енисейское авиаотделение в числе первых из Красноярской авиабазы приступило к освоению спускового устройства барабанного типа, которое предназначалось для спуска людей и грузов к местам лесных пожаров в режиме зависания в воздухе вертолетов Ми-4.
С 1970 года, при тушении лесных пожаров, стали применяться взрывчатые материалы, а для отжига и встречного пала - железнодорожные сигнальные свечи. В 1971 году в Ярцевском авиаотделении была построена первая вышка-тренажер для тренировки десантников. С 1975 года пожарные в Енисейском отделении стали применять вертолет Ми-8 и самолет Ил-14 («зондировщик»).
До 1989 года в Енисейском авиаотделении, по договору с авиапредприятием, стали использовать самолеты Ан-2, Ан-26 и вертолеты Ми-8, которые обеспечивали трехкратное патрулирование территории. Ан-26 использовался комплексно: с борта самолета специалисты вызывали искусственные осадки и десантировались парашютисты-пожарные.
В 1990-е годы, из-за финансовых затруднений, режим работы авиаотделения стал нарушаться, затем прошли многочисленные реорганизации предприятия.
Относительная стабилизация в работе организации началась в 2009 году, когда краевой «Лесопожарный центр» стал автономным учреждением.
Благодаря применению новой техники, современного оборудования и средств пожаротушения сегодня удается оперативно реагировать на сигналы о лесных пожарах и успешно бороться с огнем.
С 1993 года сотрудники Енисейского и Ярцевского отделений участвуют в уникальном научном эксперименте продолжительностью 200 лет. Специалисты следят за островом, на котором в 1993 году учеными из 24 стран мира был устроен большой пожар. Огонь практически полностью уничтожил сосновый бор на площади около 50 гектаров. Цель эксперимента - досконально изучить процессы, которые происходят, когда природа восстанавливается после удара стихии. Анализом занимаются как российские, так и зарубежные ученые. Окончательные результаты лесопожарного эксперимента, который проходит в енисейской тайге, станут известны через 200 лет.
В работе лесных пожарных активно используется интернет: авиаотделение в любое время получает снимки погоды, данные о термических точках и грозопеленгации, радиограммы Центрального диспетчерского пункта дублируются СМС-сообщениями.
С праздником, профессионалы!
Т. А. Ушенина
Фото автора