Уважаемые жители Енисейска и Енисейского района! Ко Дню работников морского и речного флота енисейский музей - заповедник представляет отрывок из очерка «Забытый путь из Европы в Сибирь»!
Бурное полноводное течение и многочисленные пороги Енисея всегда были самым настоящим испытанием и требовали высокого уровня профессионализма от речников. Большим уважением на реке пользовались лоцманы.
Лоцманом называют опытного моряка, который лучше других знает донный рельеф и фарватер, течения и водовороты. Опираясь на эти знания, он проводит корабль по безопасному маршруту, исключающему попадание на мель или столкновение с другими опасностями.
В экспозиции Енисейского музея можно познакомиться с дневниковыми записями ангарца Воронова Павла Трефильевича, чья жизнь была связана с навигацией и лоцией. Сын кежемского крестьянина участвовал в строительстве Сибирской железной дороги, оказывал консультации Русскому географическому обществу. Павел Трефильевич Воронов - один из старейших лоцманов Енисейского бассейна, первооткрыватель судоходства рек Пясины, Нижней и Подкаменной Тунгуски. Лучший лоцман Енисейского бассейна и Отличник социалистического соревнования.
Сегодня мы представим отрывок из очерка «Забытый путь из Европы в Сибирь». Составил очерк капитан первого ранга Владимир Иванович Семенов. Автор подробно рассказал о событиях Енисейской экспедиции 1893 года, особое внимание уделив енисейскому лоцману:
«К нам пересел лоцман, вывезенный лейтенантом 3алевским из Енисейска Семен Алексеевич Дружинин, небольшого роста, худощавый старичок лет семидесяти с лишним, скоро приобрел всеобщие симпатии. С детства плавая по Енисею, он при своей болтливости служил для меня живой летописью реки. Каждый из поселков, расположенных по берегу в 20-30 верстах один от другого, имел свою историю. Гольчиху дед сильно не жаловал.
- Слава Те Господи! Сколько годов хожу на пароходах, а всего два раза быть довелось. Оно, конечно, ученым людям виднее, a по мне самое нестоющее место, - говорил он, сердито хмуря брови, - да и что там за жисть?»
По описанию Семенова, лоцман Дружинин обладал самолюбием рассказчика и не был лишен склонности к некоторому преувеличению:
«- Зверя лютого у нас мало, - продолжал он, отвечая на мой вопрос об охоте, -только что медведь. Медведи действительно страшные попадаются. От носу до хвоста по 20 четвертей бывают! Прочий зверь смирный - песец, лисица, соболь, белка».
Когда капитан жаловался на плохую погоду, «дед» утешал его:
«- Сразу нельзя, - говорил он, - сами видите: пошла тайга- пропал снег, а вот таперича скоро и вовсе тепло станет.
- Что, дед, Енисейск больше Имбатского? - спрашивал я, ежась от холода.
- А ну вас, - обиделся тот за свой родной город, - у нас собор, четыре церкви приходские, два монастыря, каменных домов 24 обывательских, опричь казенных! А вы - Имбатское!..
Дед не на шутку озлился и весь день со мной не разговаривал. Даже усиленные порции чая и масла не могли рассеять его мрачного расположения духа.»
Личные качества и профессиональный уровень лоцмана Семена Алексеевича Дружинина позволили ему остаться знаковой фигурой повествования, а главное, обеспечить безопасное плавание судов Енисейской экспедиции.
Информация и фото енисейского музея - заповедника