Уважаемые жители Енисейска и Енисейского района! Ровно 340 лет назад, 24 апреля 1682 года, в Пустозерске сожжен Аввакум Петрович, глава старообрядчества!
В Пустозерске сожжен Аввакум Петрович, глава старообрядчества
Аввакум выступил против церковной реформы патриарха Московского Никона, за что был сослан с семьей в 1653 году в Тобольск, затем в Даурию, дважды побывал в Енисейске. Спустя десять лет он был возвращен в Москву, где продолжил борьбу с официальной церковью. Видя успех пропаганды Аввакума, высшие духовные власти решили принять меры против него и просили государя о его высылке, так как он «церкви запустошил».
В августе 1664 года Аввакум был отправлен в ссылку в Пустозерск. Однако до этого острога не доехал. Более года он прожил на Мезени, продолжая свою пропаганду против Никона. Через два года Аввакум был привезен в Москву на суд вселенских патриархов.
Расстриженный и преданный анафеме, Аввакум в следующем году был отправлен в Пустозерск, где вскоре по прибытии был заключен в «земляную тюрьму». Но, несмотря на тягостные условия жизни в Пустозерске - Аввакум 15 лет прожил в срубе, в земляной тюрьме, где написал около 70 произведений, - он продолжал свою борьбу за старую веру.
Он то обращался к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя их, возбуждая их фанатизм, призывая к страданиям за истинную веру.
Аввакум обратился к царю Федору Алексеевичу с дерзкой челобитной, в которой устрашал сына загробными муками отца за потворство никонианам.
Так продолжалось до (14) 24 апреля 1682 года - в этот день, за «великие на царский дом хулы», Аввакум вместе со своими единомышленниками был сожжен.
Этому событию посвящены несколько полотен славянских художников. Одна из них, «Сожжение протопопа Аввакума» на писана Григорием Григорьевиче Мясоедовым и находится в частной коллекции. Несколько слов об этом работе.
Страшную казнь изобразил художник. После многих лет самой жуткой тюрьмы, голода, издевательств, протопоп Аввакум был приговорен к сожжению на костре заживо. Пустозерск - небольшой северный городок.
Посмотреть на казнь собрались жители всех сословий. Языки пламени приближаются к фигурам обреченных. Поднимается тяжелый желтоватый дым. К столбам привязаны двое. Протопоп Аввакум - идеолог раскола, защитник "старой" веры - седой старик, истощенный до крайности, но не сломленный, полный неистового желания отстоять "истинную веру". Он вглядывается в толпу, желая каждому свидетелю его гибели заглянуть в глаза перед смертью. В толпе выделяется боярин в расшитой золотом шубе, дьяк, держащий в руках царский указ, зачитанный незадолго до начала казни, священник, читающий отходную молитву. Все трое представляют на картине власть. Защитники власти - стрельцы, выделяющиеся красными кафтанами - охраняют костер от напора толпы.
Собравшийся на казнь народ разнолик. Те, кто сочувствуют Аввакуму видны сразу. Но таких совсем немного. Женщина протянула руки к приговоренным, мужчина поднявший руку в двоеперстии, символом старообрядчества. Но большинство присутствующих равнодушны.
Копье в руках стрельца, фигуры несчастных на костре, церковь на фоне казни, толпа зевак - все эти детали рождают ассоциации с распятием Христа на Голгофе. Автор словно пытается сказать, что истинный размер запечатленной трагедии станет ясен гораздо позднее. Известно, что именно после казни Аввакума, началось массовое переселение старообрядцев-раскольников в Сибирь и за пределы России.
В Енисейске приверженцами старой веры установлен крест в п
амять протопопа Аввакума.
Т. А. Ушенина
Фото картины из открытого доступа сети Интернет