Сайт города Енисейска

27 марта 2022

Уважаемые жители Енисейска и Енисейского района! Поздравляем любителей театра с Международным днём театра!

Уважаемые жители Енисейска и Енисейского района! Поздравляем любителей театра с Международным днём театра!
Пуст радуют нас своим творчеством профессиональные и любительские театры, а актёры будут всего здоровы и, - всегда в хорошем настроении!
Мы предлагаем вам рассказ об истории театральной жизни Енисейска по материалам енисейского краеведческого музея им. А. И. Кытманова.

 

Театр в Енисейске.

Сегодня Енисейск встречает жителей и гостей города галереей купеческих особняков и церквями-исполинами, современными кварталами 5-ти этажных домов. Часть застройки остается деревянной, присутствует печное отопление. В прошлые столетия такой тип строительства преобладал в Енисейске. Поэтому пожары были привычным явлением, часто наносили городу серьёзный ущерб. В огне погибали не только личные, но и общественные ценности - здания, предметы искусства, архивы.
В ночь на 11 февраля1868 года (по старому стилю) случился пожар, в котором сгорело здание театра на Сенной площади. Был «прощенный день», на тушении людей было недостаточно. К огорчению енисейцев, огонь уничтожил здание дотла.
Театральные постановки на протяжении многих лет играли важную роль в культурной жизни Енисейска. Сегодня мы расскажем об эпохе расцвета этого искусства в нашем городе.
История театра начинается с античных времен. С драматургов, актеров, декораций и костюмов Древней Греции и Древнего Рима началось сценическое искусство. Театральные постановки возникли от народных гуляний в честь бога Диониса и сельских праздников сбора урожая.
Во второй половине XIX столетия любительские постановки прочно вошли в городскую культуру Енисейска. Актерами были представители местной интеллигенции, представления давались во временном театре во дворе дома Проскуриковых. Для увеселения публики в город приезжали комедианты, вольтижёры (вольтижёр - наездник, исполняющий номера конного вольтижа или воздушный гимнаст, совершающий трюковые перелеты с трапеции на трапецию или в руки партнера), в цирке Франца Раде давались акробатические и драматические представления. О спектаклях сообщали актеры и акробаты, расхаживающие по городу в костюмах. Золотопромышленники и их служащие собирались в домах, где лилось вино и разыгрывались карты.

Вот как описывает досуг А. И. Баркова, прибывшая в Енисейск в 1849 году: «Устраивались у нас музыкальные вечера, пели мы дуэты чуть не всякий день, обрели порядочного артиста на скрипке, и таким образом зажили жизнью, далеко непохожей на прежнюю енисейскую, где вино и карты были на первом плане. В сентябре, ко времени выезда горных властей и золотопромышленников из тайги, явился в город цирк; наездники и наездницы были, сколько помню, неважные; пантомимы представляли они весьма плохие; цирк построен был наскоро, всюду дуло, но публика, несмотря на это неудобство, посещала его усердно и очень была довольна представлениями, особенно ученой лошадью «Магомет».
Собственное здание театра появилось в Енисейске в 1855 году. В поставленном на Сенной площади антрепренером Ярославцевым театре ставили: «Гамлет» В. Шекспира, «Велизарий» баварского драматурга Э. Шенка, «Бедность не порок» А. Н. Островского. Аккомпанировал актерам музыкальный оркестр под управлением искусного капельмейстера Апоева. Сбор за вечер достигал солидной суммы в 1000 рублей, театр был переполнен публикой.
В театре Ярославцева выступали и гастролирующие актеры: арабы-кабилы, фокусники Лемергард и Беккер, французский скрипач Александр Де Ла Раншере.
В ночь на 11 февраля 1868 года случился пожар, на тушение людей было недостаточно и театр сгорел дотла. Долгое время после этого события постоянного помещения для театра у енисейцев не было, гастролёрам и актерам-любителям негде было устраивать представления.

Потребность города в здании театра была высока. Постановки ставили в домах золотопромышленников и купцов, общественных библиотеках. Например, в народной читальне при Богоявленском соборе помимо светских и религиозных чтений, организовывались и совершались благотворительные спектакли.
Судьбу енисейских артистов легкой не назовешь. Так в 1870-х годах устраивать спектакли приходилось в холодном пожарном сарае. А. И. Кытманов пишет: «Но вот приехал пиротехник, фокусник, акробат - отстроил старый сарай пожарной и стал в нем устраивать представления. В этом сарае приютились и любители драматического искусства. Недурно была сыграна пьеса «Не в свои сани не садись», в следующем году хорошо стояла пьеса «Доходное место», в которой приняли участие Шипилин, Вилькенский, Батаревич, Львов, Григорьева, Семидалова. В сарае пола деревянного не было, на земле насыпаны опилки, отапливался он железными печами, но публика сидела в шубах».
Вскоре артистам и публике повезло, для спектаклей отстроили нижний этаж дома золотопромышленника Баркова, помещение было чище и больше сарая.
Вопрос об устройстве в городе здания театра стоял остро. Неравнодушные енисейцы предлагали Думе построить новое здание или восстановить существующее. Но, за недостатком средств, Дума от устройства здания отказалась и предложила любителям сценического искусства дать «городническое место» на 6 лет, чтобы по истечении этого срока театр полностью передали городу. Театралы не воспользовались этим предложением и еще 5 лет выступали в доме Баркова на Большой улице.
В 1879 году решено построить собственное здание Общественного собрания и театра. Городская управа выделила место, а на постройку здания организовали подписку, которая дала 4723 рубля. Всего на постройку здания потрачено 21342 рубля. Распорядителем и строителем здания Общественное собрание выбрало потомственного почетного гражданина, купца II гильдии В. М. Харченко.
М. П. Миндаровский вспоминает: «Интересен был во время постройки театра такой случай. Одному из богатеньких старожилов-купцов Василий Михайлович предложил подписку на постройку, это было в 1880 году. Дело происходило на именинах у кого-то, и все были в веселом настроении. Купец этот, непримиримый враг собраний и театров, грубо отказался от предлагаемой жертвы, Харченко принялся было убеждать его и в ответ получил оскорбления по своему адресу. Назавтра Харченко подает в суд жалобу на оскорбителя, а этот последний, сознав свою горячность и нетактичность, ищет через посредников примирения. В конце концов дело кончается мировой сделкой, на которой Харченко свою готовность помириться и прекратить дело обусловил пожертвованием ему нескольких десятков или сотню пудов железа, хранящегося в гостином ряду и составлявшего собственность обидчика. Тот, конечно, согласился на это, и вот этим-то железом Харченко и покрыл крышу на собрании. Впоследствии приятели немало донимали своими шутками непримиримого врага театров и общественных собраний, показывая ему на крышу выстроенного здания».
Любители драматического искусства, пения, музыки устраивали в новом театре спектакли, концерты, аллегри, маскарады. У театра, наконец-то, появилась возможность принимать гастролирующие труппы и ставить собственные постановки в подходящих условиях.

Часто спектакли представляли с благотворительными целями. Сборы направляли в пользу учебных заведений, музея, библиотек, городской лечебницы. Особенно популярными и оживленными были святочные маскарады, на которых собиралось до 500-700 посетителей, они приносили основной доход заведению. В этот сезон маскарадов гудящая толпа заполняла зал и гостиную клуба, ложи, партер и сцену театра Общественного собрания.
В фондах Енисейского краеведческого музея хранятся афиши драм, трагедий и комедий. Среди исполнявшегося на сцене енисейского Общественного собрания не раз ставились спектакли «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Бедность не порок» А. Н. Островского, «Предложение», «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Ошибки молодости» П. П. Штеллера. Исполнителями главных ролей, чаще всего были горожане: П. Кытманов, Н. Григорьев, А. Кытманов, И. Кусков, А. Вицина, В. Ильин, А. Кытманова, В. Михайлов, А. Пулло, К. Харченко, А. Грязнов, И. Дементьева, А. Востротина.
Большой популярностью пользовались спектакли с участием купеческой дочери И. Бородкиной, учительницы А. Э. Заболоцкой, аптекарской помощницы В. А. Дорониной. Среди актеров на театральной сцене Енисейска выступали городские учителя и учащиеся средних учебных заведений, врачи, купцы, чиновники.
В стенах общественного собрания и театра проходили не только увеселительные мероприятия, но и выборы, а также суды. Так в 1899 году имело место быть заседание Иркутского военно-окружного суда для разбора дела об ограблении приискателя. А также в стенах театра проходили предвыборные собрания и выборы в первую государственную Думу.
В 1911 году, в день Рождества здание общественного собрания и театра сгорело. По одной из версий причиной пожара стала неосторожность прислуги, - лакеев и официантов, бросивших непогашенную спичку или папиросу в комнату, где хранились старые афиши и разный хлам, а также посуда с керосином. Декорации, мебель и библиотеку спасти не удалось.
После пожара спектакли ставили в здании народной читальни имени А. С. Баландина, построенной на средства и по инициативе В. А. и А. А. Баландиных. Собранные средства шли в пользу призванных на фронт Первой мировой войны и их семей, городских обществ. Любители драматического искусства ставили: «Ради счастья» Пшибышевского, «В царстве кулис» Жуковского, «Царевну-Лягушку» Беляева.
Такова история театра в Енисейске XVIII - начала XX века.
По материалам енисейского краеведческого музея им. А. И. Кытманова
Фото из фондов музея.
Фото Т. А. Ушениной,
с выставки, посвящённой театральному Енисейску,
проходившей в енисейском краеведческом музее в 2012 году.

 

Вопрос администрации сайта

Задайте свой вопрос

Календарь

22-11-2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода

www.rp5.ru