Уважаемые жители Енисейска и Енисейского района, красноярцы! 45 лет назад «принят в команду» авиации Красноярского края самолёт Ту-154!
Самый народный борт СССР, «Тушка» или «Туполь» для многих останется главным самолетом детства, и не только. Ту-154, лайнер-легенда компании «АЛРОСА», 28 октября совершил последний пассажирский перелет, на смену в гражданской авиации приходят более тихие и экономичные борта. «Билет на самолет с серебристым крылом» - уже история. Для нашей страны Ту-154 был просто находкой: среднемагистральный, крупный. На нем можно было летать из одного конца СССР в другой без посадок. А его запас прочности по температуре - от минус 40 до плюс 45 градусов.
Ту-154 стал главным героем первого в СССР фильма-катастрофы «Экипаж». Его рабочим названием было - «Запас прочности». Фильм снят в 1979-м году, тогда его посмотрели более 70 миллионов зрителей.
Ту-154 разработали в конструкторском бюро Андрея Туполева. Крейсерская скорость - до 950 километров в час. Тогда как у Боинга-737-800 828 километров в час, а у Аэробуса А320 - 840. Рассчитан на среднюю дальность полетов - до 6,5 тысяч километров. Три двигателя, салон на 150 - 180 пассажиров (зависит от модификации).
Первый полет состоялся 3 октября 1968 года, эксплуатация началась 9 февраля 1972-го. После 40 лет производство было прекращено, последний лайнер выехал из цеха в феврале 2013 года. За этот период было построено 918 машин.
В 2000-х авиакомпании стали массово прекращать эксплуатацию Ту-154. Основные причины: неэффективный расход топлива, большой экипаж - 4 человека, шумный двигатель.
А вот в Красноярском крае первый полёт с пассажирами Ту-154 совершил 26 октября 1986 года, командиром был Владимир Липатович Медведев. Много легенд и интересных рассказов мы можем услышать от пилотов этого самолёта. Но есть такие, которые будет интересны всем любознательным красноярцам. Например, в нашем крае командиром Ту-154 впервые стала женщина. Это Ираида Вертипрахова, - единственная женщина в СССР, которая была удостоена звания «Заслуженный пилот СССР».
Она родилась в Красноуфимске в 1931 году, 21 октября ей бы исполнилось 90 лет, но она ушла раньше. Семьи у пилота не было, она всю жизнь посвятила работе.
Ираида Вертипрахова родилась в многодетной семье и после седьмого класса поступила в медучилище. В какой-то из дней0 после окончания медучилища, она гуляла по Свердловску и увидела мужчину в форме пилота. Ираида спросила, где принимают на лётчиков, и оказалось, что она стоит возле нужного здания. Вертипрахова настойчиво добивалась, чтобы ее приняли, но потом, поступив, решила оставить занятия: учеба была не из лёгких. Вскоре она случайно столкнулась с директором клуба, который убедил ее не сдаваться. Вернувшись, Ираида не пропустила ни одного занятия. Подготовку в аэроклубе ДОСААФ она окончила в 1952 году.
Обучение она продолжила в Саранске, окончив там лётную школу в 1955 году. Сразу же после выпуска её направили в Красноярский аэроклуб уже в качестве летчика-инструктора по парашютной подготовке.
Далее Ираида начала работать в Красноярском объединённом авиаотряде. Сначала она летала на самолёте Ил-14, потом прошла переобучение на Ил-18, командиром которого являлась в течение многих лет.
В 70-е годы Ираиде пришлось переучиться на пассажирский самолёт Ил-62. Это было решающим поворотом в её карьере и судьбе. Ираида Вертипрахова стала первой в мире женщиной - командиром самолёта Ил-62, возглавив «сборную "Аэрофлота"», состоявшую из шести девушек. Экипаж установил шесть мировых рекордов!
Эксплуатировать самолеты Ил-62 начали только в 80-е годы, когда в Красноярске был построен новый аэропорт Емельяново, у прежнего не было таких возможностей. Поэтому Ираиде снова пришлось переучиваться, она освоила среднемагистральный самолёт Ту-154, стала его командиром.
В 2001 году новый лайнер Ту-204 компании «Красэйр» предложили назвать ее именем, но, к сожалению, этого так и не произошло. В 2016 году в Красноуфимске установили памятную доску, а в Ванкувере (Канада), в честь Ираиды был открыт барельеф и ее именем названа аллея. В нашем городе, где она проработала всю жизнь, Ираида Вертипрахова почему-то и такого не заслужила.
Когда появилось предложение переименовать аэропорты в России, жители Красноярска предлагали дать своему аэропорту имя Ираиды Вертипраховой. Этот вариант набрал всего 3% голосов. Мы мало знаем о лучших людях Красноярского края...
Очень жаль, что голосование пошло на поводу предложения губернатора края (если это вообще так), и аэропорту Красноярска присвоено имя Дмитрия Хворостовского. Вне всякого сомнения, - очень достойный человек! Но аэропорты стоит называть именами авиаконструкторов, летчиков- испытателей, заслуженных лётчиков, а не певцов, каким бы Великими и известными они не были.
Т. А. Ушенина
Фото из открытого доступа сети Интернет