Уважаемые жители Енисейска! Во второе воскресенье июля в России отмечается профессиональный праздник работников почтовой связи - День российской почты!
Упоминания о почте встречаются в письменных памятниках тысячелетней давности, однако, государственная регулярная почтовая связь России ведёт своё начало с реформ Петра Великого.
В 1693 году в Архангельске была заложена первая российская судостроительная верфь, и для организации регулярного почтового сообщения между Москвой и Архангельском Пётр I издал Указ об организации внутренней почтовой линии по маршруту Москва - Переславль Залесский - Ростов Великий - Ярославль - Вологда - Архангельск.
В Указе регламентировались условия перевозки почты, оснащение постоялых дворов (ямов), ответственность за сохранность почты, форма одежды ямщиков, условия подбора кадров, обязанности по строительству и содержанию дорог. Наладить регулярное почтовое сообщение предписывалось Наместнику Северной земли, резиденция которого находилась в Ярославле.
Реформы данной отрасли продолжились при Екатерине II. В 1781 году был создан Почтовый департамент, который сначала входил в состав Коллегии иностранных дел, а затем был выделен в самостоятельное Главное почтовых дел управление. В том же году началась пересылка по почте денежных средств и доставка писем на дом почтальонами. Вскоре для всего государства были введены единые тарифы на пересылку писем и посылок, зависящие от массы почтовых отправлений и расстояния их пересылки.
Первые почтовые ящики для сбора писем появились в Москве и Санкт-Петербурге в 1833 году, они были установлены в мелочных лавках и кондитерских. Железнодорожным транспортом почту впервые отправили в 1837 году - из Санкт-Петербурга в Царское Село. Впоследствии её стали перевозиться в специализированных почтовых вагонах и в специально оборудованных каютах пароходов. Изменились способы оплаты пересылки посылок и писем.
В 1857 году в России была выпущена первая почтовая марка, а почтовые карточки введены в обращение в 1872 году. Ещё через два года Россия стала одним из основателей Всемирного почтового союза.
В начале 20 века для доставки почты стали активно использовать авиацию. Сначала так доставляли только служебную почту, а с 1922 года была введена платная пересылка частной простой и заказной корреспонденции.
Во время Великой Отечественной войны главной задачей почты стало обеспечения бесперебойной связи между фронтом и тылом. Тогда же, из-за нехватки конвертов и открыток, родился знаменитый «солдатский треугольник». Ежемесячно в действующую армию доставлялось до 70 миллионов писем, причем всеми возможными способами - самолетами, автомобилями, пароходами, мотоциклами.
В послевоенные годы развитие почтовой связи шло по пути механизации и автоматизации процессов обработки почты, совершенствования организации её перевозки и доставки. Постепенно почта увеличивала количество услуг: многие почтовые отделения объединяли в себе телеграф и телефон, осуществляли подписку и доставку печатных изданий, стали принимать оплату за коммунальные платежи и выдавать пенсии и пособия.
В начале 1990-х годов почтовую связь выделили в самостоятельную отрасль во главе с Федеральным управлением почтовой связи, созданном при Министерстве связи Российской Федерации. В 1995 году управление было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи РФ, а в 1996-м преобразовано в Департамент почтовой связи Министерства связи РФ.
В 2003 году все существующие организации федеральной почтовой связи объединили в единый федеральный оператор почтовой связи - Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», которое с 2013 года входит в Перечень стратегических предприятий РФ. В 2019 году ФГУП «Почта России» было реорганизовано в Акционерное общество «Почта России».
Сегодня работники почты России ежегодно принимают, обрабатывают и доставляют более 2,5 миллиарда писем и около 140 миллионов посылок, а также более одного миллиарда экземпляров печатных изданий для 20 миллионов подписчиков. Объём транзакций, которые проходят через «Почту России» (пенсии, платежи и переводы), составляет 3,5 триллиона рублей в год.
История Енисейской почты началась задолго до основания губернии. Точкой отсчета можно считать 1698 год, когда правительством было решено создать регулярную почту в Сибирь, ходившую летом 3 раза из Москвы до Тобольска и далее через Енисейск, Нерчинск до Якутска. Только спустя 35 лет, в 1733 году, появился указ «О проведении самого длинного тракта в мире», в котором ставилась цель наладить регулярное почтовое сообщение восточносибирских городов. Назначить станы и организовать гоньбу поручалось великому командору, мореплавателю и первооткрывателю Витусу Берингу. Его и следует считать первым устроителем почты в нашем крае. К 18 июля 1734 года красноярские казаки закончили установку верстовых столбов до Иркутской стороны. Одновременно строили в намеченных местах почтовые станции и зимовья. В XIX веке в Енисейской губернии уже было 49 почтовых станций, лошадей при них 219 пар. Расстояние между почтовыми станциями доходило до 100 верст ( ≈106,7 км). Почту на лошадях доставляли только до стана Назимово, а остальные 872 версты до Туруханска и Дудинки - на нартах на собачьих и оленьих упряжках. Летом почта доставлялась по Енисею на лодках и плотах. Слово «срочно» в те времена было не актуально - например, «свежие» новости о событиях в столице жители губернии получали лишь спустя 20 дней, а то и позже.
Только с 1863 года почту до северных районов стали доставлять пароходом, а в 1898 году был организован первый почтовый железнодорожный маршрут от Москвы до Красноярска.
18 ноября 1863 года в Красноярске появился телеграф и всё стало быстрее. Однако воспользоваться телеграфом могли только очень богатые люди. Телеграмма в 20 слов до Москвы обходилась в 8 рублей 50 копеек. На эти деньги в то время можно было купить две овцы или лошадь. Телеграфисты принимали присягу и подписывали документы о неразглашении информации. Среди обязательных требований были - знание азбуки Морзе, умение пользоваться ключом Морзе и знание немецкого и французского языков.
«В Енисейске с 1804 года почтой заведовала почтовая экспедиция. Почта из Енисейска отправлялась в Томск по субботам, раз в неделю. В 1876 году прибывшие в Енисейск путешественники (экспедиция капитана Виггинса) имели возможность уже прибегнуть к телеграфу. В городе для телеграфной станции нанята в доме Востротина за 240 рублей комната. Начальником телеграфной станции назначен Грейсон. В 1886 году почтовая контора и телеграфная станция соединены в одно учреждение - почтово-телеграфную контору. Начальником ее назначен бывший почтмейстер Лисовский...» «Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края» А. И. Кытманова.
В 19 веке Енисейская почтово-телеграфная контора относилась к Томскому почтово-телеграфному округу. В ведении конторы находились почтовые и почтово-телеграфные отделения Анциферово, Каргино, Назимово и Ярцево, северных и южных приисков, Туруханского округа. Штат учреждения составляли 20 «чиновников» и 21 «нижний служитель»: разносчики почтовых отправлений, работники, сопровождающие почту, и сторожа. При конторе имелось семь почтовых ящиков (на весь город), три аппарата: аппарат Морзе и два телефона, коммутатор.
В начале 20-х годов, после установления советской власти в уезде, в штатный состав работников почтово-телеграфной конторы входили несколько человек административно-управленческого персонала, специалисты почтово-телеграфного дела, морзисты, надсмотрщики (следили за состоянием оборудования), линейные монтеры, рассыльные телеграфа, «сторож опытный» и «сторож с навыком», ученики.
Постепенно работа почты нормализовалась, телеграф и почта прочно вошли в жизнь людей, без этого вида связи уже не могли обходиться местные власти и простые граждане. С 30-х годов прошлого века в Енисейском районе уже не было ни одного населенного пункта, до которого не доходила бы почта, письма и газеты вошли в каждый дом. В веке двадцать первом многое меняется, Интернет прочно вошёл в жизни жителей Енисейска и Енисейского района, но почтовые услуги по прежнему необходимы жителям наших территорий!
С праздником, уважаемые работники почтовых отделений Енисейска и Енисейского района!
Т. А. Ушенина
Фото автора