Уважаемые жители Енисейска! 7 июля отмечают свой профессиональный праздник, а также День рождения службы работники Авиалесоохраны Российской Федерации!
Ежегодно на бескрайних просторах России происходят возгорания в зоне лесных массивов, приводящие к лесным пожарам на огромных площадях, гибели лесов, флоры и фауны в зоне пожара, тяжёлым экологическим последствиям. Человеческий фактор как одна из причин таких чрезвычайных ситуаций среди прочих занимает особое место.
Ещё в начале прошлого века представителями российской лесной науки были выработаны основные принципы борьбы с лесными пожарами, как и во многом остальном базировавшиеся на превентивных мерах, то есть на том, что тяжёлые последствия лесных пожаров проще преодолеть, своевременно выявив очаги возгорания на ранних этапах.
Для таких целей лучшим средством выступала авиация, развитие которой как раз и пришлось на этот исторический период. После завершения Первой мировой и Гражданской войны, советское правительство приняло решение о создании Гражданского воздушного флота. Это дало возможность начать формирование, в том числе, авиационных подразделений, в задачу которых входило патрулирование с воздуха лесных массивов, фотографирование и выявление очагов возгораний. В 1921 году на проходившей в Москве лесной конференции с докладом о необходимости привлечения авиации для патрулирования лесов выступил профессор Г. М. Турский. Уже на следующий год начались первые подобные вылеты, в ходе которых проходила апробация и аэрофотосъёмки лесов, а также лесоустроительных работ.
Днём рождения Авиалесоохраны принято считать 7 июля 1931 года, когда специально с целью авиапатрулирования лесных массивов с одного из аэродромов Нижегородской области взлетел самолёт По-2. Этот вылет принято считать первым организованным специально для вышеуказанных целей. Поэтому сегодня сотрудники Авиалесоохраны отмечают свой 90-летний юбилей!
Развитие принципов и формирование круга задач авиалесоохраны продолжилось в 1930-е годы. Уже после того, как авиация доказала свои возможности точного определения очагов возгорания и их фиксации, появилось осознание того, что авиация может выполнять и другие функции в рамках выполнения основной задачи - авиалесоохраны. Так, к патрулированию лесных массивов, обнаружению, фиксации и сообщению о пожарах, наблюдению за лесоустроительными работами, лесосплавом добавились новые способы пожаротушения (с воздуха), а также оперативная доставка пожарных и пожарного оборудования к очагам возгорания по воздуху. Самолёты начали использовать в том числе и для опыления при борьбе с лесными вредителями-насекомыми.
Даже при небольшом опыте авиапатрулирования лесов становилось очевидным, что недостаточно обнаружить лесной пожар и своевременно сообщить о нем наземной охране. Необходимо было еще и организовать его тушение, обеспечив быструю доставку людей к месту пожара. В 1936 году Г. А. Мокеев, впоследствии известный ученый-лесопиролог, совершает впервые прыжок с парашютом для организации тушения лесного пожара.
В 1936 году для охраны эксплуатационной зоны лесов создается Всесоюзный трест лесной авиации. Для организации этой работы в составе треста образуются авиаотряды: Ленинградский авиаотряд № 01, Северный (Красноборский) авиаотряд № 02, Красноярский авиаотряд № 03. В 1938 году создается Тюменский авиаотряд № 04.
В 1936 году для охраны водоохранной зоны были созданы Семеновский авиаотряд № 1 (г. Семенов, Горьковская обл.) и Соликамский отряд № 2 (г. Соликамск, Пермская область).
К началу Великой Отечественной войны авиационным патрулированием авиаотрядов треста "Лесавиа" было охвачено 109 миллионов гектар лесов, использовалось 60 самолетов По-2 и Ш-2. Несмотря на тяготы войны, авиационная охрана лесов не была прекращена. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и невоеннообязанные.
Многие лётчики авиалесоохраны в годы Великой Отечественной войны пополнили личный состав ВВС Красной Армии. На их место пришли женщины, успешно продолжавшие выполнение задач в суровые годы войны.
Структурные изменения в системе авиалесоохраны в послевоенные годы не изменили тех задач, которые стояли перед лесной авиацией. Росло число баз авиационной охраны лесов, рос численно и профессионально и кадровый состав, в который входили, в том числе, и парашютисты-пожарные и десантники-пожарные, в задачу которых входило тушение лесных пожаров на начальных стадиях.
Авиационный парк авиалесоохраны также развивался, пополняясь новыми машинами. После войны к самолётам авиалесоохраны добавились и вертолёты. Собственная производственно-техническая лаборатория занималась разработкой и испытанием средств пожаротушения.
Руководство деятельностью авиационной охраны лесов было возложено на Центральную авиабазу, располагавшуюся в городе Пушкино Московской области, в 1988 году преобразованную в ПО «Авиалесоохрана», в 1994 году - в ФГУ Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» и, наконец, в Федеральное бюджетное учреждение.
В настоящее время ФБУ «Авиалесоохрана» занимается мониторингом обстановки, выполняет функции специализированной диспетчерской службы Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляет подготовку специалистов, обладая собственным Авиационным учебным центром, оказывает помощь регионам в ликвидации лесных пожаров, наделено полномочиями по осуществлению взрывных работ и искусственному вызыванию осадков при ликвидации крупных очагов лесных пожаров.
ФБУ «Авиалесоохрана» поздравляет всех коллег со знаменательной юбилейной датой с пожеланиями успехов во всех сферах жизни. Авиалесоохрана - это и неразрывный сплав силы духа и несгибаемости перед физическими трудностями, профессионализм и стремление к безоговорочной победе над огнем.
Особое пожелание стойкости мы обращаем к тем нашим товарищам, кто сейчас на кромках пожаров ведет неустанную битву с лесными пожарами во многих регионах нашей страны!!!
По информации сайта https://aviales.ru/