Уважаемые жители Енисейска и Енисейского района! Предлагаем вашему вниманию интересный материал для чтения!
В прошедшем году нашему ближайшему соседу - селу Верхнепашино исполнилось 400 лет! К сожалению, в связи с распространением новой короновирусной инфекцией больших празднеств не состоялось, но жители села любят и гордятся своей малой Родиной. Мы хотим рассказать о селе Верхнепашино, первоначально бывшим деревней Верхнеподгородняя.
Верхнепашино - одно из старейших сел Енисейского района. Возникло поселение в 1620 году, через год после окончания постройки Енисейского острога. Первое его месторасположение было в трех верстах южнее от города.
Справка. Верста - русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам, что соответствует нынешним 1066,8 метра, до реформы XVIII века - 1066,781 метра.
В конце 50-годов XVII века деревня была смыта наводнением. Жители переселились на верхнюю пашню, на гору. Ученый и путешественник Николай Спафарий, проезжавший мимо деревни в 1675 году, в своем дневнике отметил, что недалеко от нее наблюдал, как добывали железную руду. В ту пору в деревне было 50 дворов. Первоначальное название деревни - Верхнеподгородняя. В списке населенных мест Енисейской губернии по состоянию на 1 января 1907 года значится «В.Пашинское (оно же Верхнеподгороднее), Маклаковская волость. Географическое положение: при реке Енисее». Так и называли село по-разному, и писали: В-Пашинское, В-Пашина, В-Пашенная...
Известно, что в 1864 году в селе было открыто приходское училище. Действовала Верхнеподгородняя Михаило-Архангельская церковь, в которой производились актовые записи о рождении, смерти, заключении браков, совершались таинства крещения. Когда новая советская власть начала борьбу за атеизм, в Верхнепашинском храме, как и в других, комиссией Енисейского уездного исполнительного комитета было проведено изъятие церковных ценностей. Изъято серебра 1 пуд 2 фунта 2 золотника. 27 июня 1922 года в письме в уездный отдел управления от причта и церковного старосты написано: «...имеем уведомить, что при церкви комиссией оставлено: звездица, крест, ковшичек, дароносица и два ковчежца - вещи серебряные. Больше в церкви нет ценностей - серебра, золота и камней...». Подписали письмо зав. церковным причтом протоиерей Е. Григорьев и церковный староста Сухотин. Ценности были сданы в районный финансовый отдел для реализации.
Справка. Пуд - устаревшая единица измерения массы русской системы мер. 1 пуд = 40 фунтам = 1280 лотам = 3840 золотникам = 368640 долям. С 1899 года, в соответствии с «Положением о мерах и весах 1899 года», 1 пуд = 16,3804815 кг.
Доля - самая мелкая старорусская единица измерения массы, равная 1/96 золотника, то есть около 44,435 мг.
В 1928 году учительница сельской школы Тауснева В. А. в отчете для районного отдела образования отмечает: «...в деревне Верхне-Пашиной насчитывается 27 хозяйств с количеством жителей 132 человека, из них мужчин 69 и 63 женщины, грамотных в возрасте от 14 до 40 лет 70% и неграмотных 30%. Резких бытовых особенностей в данной деревне нет, близость райцентра содействует в привитии культуры. Основного занятия как такового данная деревня не имеет, большую часть жители деревни занимаются дроворубом и сбытом своей продукции в город. Посевы хлебов удовлетворяют только свои потребности крестьян. Степень экономического благоустройства деревни ниже среднего... Школа имеет специальное школьное помещение, выстроенное в 1926 году, с одной классной комнатой, площадью 88 кв. м., двумя коридорами и двумя комнатами для учителей...». В 1931-1932 учебном году в школе 42 учащихся: 17 мальчиков и 25 девочек, их социальный состав: 3 бедняка, 20 середняков, 19 колхозников. Занятия начались только 8 октября. В Верхнепашинскую школу были определены учащиеся деревни Заледеево. Интерната при школе не было, поэтому решено было распределить детей по квартирам членов колхоза. Надо отметить, что к Прутовскому сельсовету (он стал именоваться Верхнепашинским с 1967 года) относилась часть населенных пунктов так называемого правобережья, находившихся напротив Прутовой и Верхнепашино. Центром новой революционной культуры в селе был Красный уголок. На очередном заседании от 20 декабря 1928 года слушали о задачах, стоящих перед Красным уголком, это проведение антирелигиозного воспитания среди населения, работа по культурному образованию населения, а также борьба с хулиганством. «Борьба выражается в проведении красных посиделок, читок и бесед...». Главной же в тот момент была задача проведения антирождественской кампании. Главной проблемой - мало в селе молодежи. Решили работать хотя бы в стенгазете и устраивать читки 1 раз в неделю, участвовать изредка в спектаклях и проводимых кампаниях. Стенгазету назвали «Первый луч». В планах на 1937-1938 годы было строительство избы-читальни.
В феврале 1928 года в Верхнепашино было образовано кооперативное товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ) «Знамя труда», одно из первых общественных предприятий в районе. Организаторами его стали Вязьмин Андрей Кузьмич, Вязьмин Нил Иванович, Прутовых Иван Васильевич, Поротов Яков Трифонович, Поротов Константин Николаевич. В уставе его было записано: «Товарищество имеет целью повысить производительность и доходность сельского хозяйства своих членов посредством организации совместной обработки состоящих в их пользовании земельных участков...» Председателем правления избрали Прутовых И. В., в состав правления вошли еще два человека: секретарь и член правления. В декабре ТОЗ приобрело у Енисейского сельскохозяйственного кредитного товарищества в рассрочку одну сенокосилку и одни конные грабли. В 1929 году в том же товариществе была взята ссуда в 125 рублей на покупку лошади.
В стране нарастала коллективизация. И уже в марте 1929 года, рассмотрев на общем собрании вопрос о колхозном строительстве, члены объединения постановили принять намеченные мероприятия к сведению и выполнению. Товарищество было реорганизовано в колхоз «Знамя труда». Колхоз на долгие годы стал основным и единственным предприятием села, которое объединило сельчан, обеспечило их работой, хлебом, другими сельскохозяйственными продуктами. Занимались колхозники, как видно из документов, помимо сельского хозяйства пчеловодством, охотничьим промыслом и рыболовством, лесозаготовками и извозом. Так, в ноябре 1930 года крестьяне деревни Верхнепашино заключили договор с Енисейским агентом Красноярского Главного Приискового управления Союззолото о том, чтобы «в зимний период извозного промысла подать под грузы Союззолота четыре подводы с экипажами, приспособленными для грузовых перевозок по тракту Енисейск - Северные прииски. Было взято обязательство «с 1 ноября 1930 года до наступления весенней распутицы сделать шесть оборотов и перевезти грузов Союззолото не менее 360 пудов...». Большинство вопросов из жизни села рассматривалось и решалось на общих собраниях колхозников. Например, один из самых тогда злободневных - о самогоноварении. Постановили вопрос принять к сведению, самогонные аппараты сдать в трехдневный срок. «Борьбу с самогонокурением считаем необходимой, ибо это является общим народным злом». Еще одно зло, но уже стихийное, это частые пожары, которые случались и в селе, и в близлежащих лесах. Во всех поселениях сельсовета избирался пожарный староста. В Верхнепашино, например, в 1928 году был избран Константин Кыштымов. Думали о приобретении для села пожарной машины, для чего велись переговоры с Енисейской пожарной дружиной. Перед самой войной, в феврале 1941 года на сессии Прутовского сельсовета была утверждена смета на постройку в Верхнепашино пожарного помещения.
Почтового отделения в селе не было. В 1929 году сельским почтовым уполномоченным был избран Поротов Константин Николаевич. В 30-е годы колхозы выделяли письмоносцев для доставки почты. В Верхнепашино в 1937 году письмоносцем работала Мария Павловна Вязьмина-Петрова. На волне борьбы за всеобщую грамотность в селе был образован пункт ликвидации неграмотности, который располагался в крестьянской избе. Занятия в нем начинались с 5 часов вечера. В городе Енисейске была открыта школа колхозной молодежи. Член колхоза «Знамя труда» Евдокия Ивановна Сухотина большинством голосов была избрана делегатом на ее торжественное открытие. Борьба за грамотность, за повышение культурного уровня шла параллельно с борьбой с религией. В 1932 году на общем собрании жителей села слушался вопрос о закрытии церкви. Из присутствующих на нем 27 человек (21 мужчина и 6 женщин) за закрытие церкви проголосовало 18 человек, против 6. Поименного списка людей, выступивших против закрытия церкви, нет, но, вероятнее всего, это и были те шесть женщин.
Колхоз, несмотря на разные трудности, крепчал. Приходилось помогать все еще голодающему населению края и страны, предприятиям района. Ко Дню урожая 1930 года решено было принять участие в формировании красного обоза и ответить на вызов красноярских рабочих сельскому населению на отчисление зерна в фонд 12 годовщины Октября и создание красного хлебного эшелона. Отдавали излишки заготовленного сена предприятия Комсеверпути и Союззолота. У себя оставляли лишь часть «для весенней прокормки лошадей». В 1940 году накануне войны в колхозе была организована овцеводческая ферма на 60 голов; приступили к организации птицеводческой фермы. Уже в годы войны была создана база Заготзерно, просуществовавшая многие советские годы.
Страшную весть о нападении Германии на страну обсудили на общем собрании 23 июня 1941 года. На повестке дня обращение Народного комиссара иностранных дел СССР Молотова к народу. После, на каждом собрании колхозников, первым стоял вопрос «О международном положении и задачах нашего колхоза». Отмечалось, «что несмотря на большое количество отлива рабочей силы в ряды РККА все же правление колхоза правильной организацией труда и расстановкой рабочей силы, заменив мужские квалификации женским трудом полностью справилось с заданиями». Вся работа была перестроена на военный лад. К труду привлекались все женщины колхоза, кто не мог выйти в поле, трудился на побелке амбаров, сушилки. В апреле 1942 года была направлена на курсы комбайнеров Мизенина Парасковья Федоровна. Одна из главных задач - помощь фронту. Девиз верхнепашинцев: «Каждый рубль - это пуля по врагу». Был организован сбор средств на подарки для Красной Армии. Помогали, чем могли. На одном из собраний постановили сдать в фонд обороны куриц, «каждый колхозник не менее одной курицы...». Проработав на одном из собраний передовую статью газеты «Правда» от 27 ноября 1941 года об обороне Москвы, колхозники решили пожертвовать в фонд обороны двух лошадей и продать государству дополнительно 50 центнеров овса; организовать круглосуточную молотьбу на заимке в две смены. В фонд помощи колхозникам, пострадавшим от немецких оккупантов, было сдано 2 телки, 2 подсвинка, 5 овец. В первый год войны значительно возросло число дворов колхозников, 85 против 62 в 1939 году. Люди шли в колхоз - беды переносить вместе было легче. В селе было организовано коллективное радиослушание, сводки Совинформбюро ждали с нетерпением. Перед зимой 1942 года встал вопрос о сборе теплых вещей для Красной Армии. Решили выделить 6 кг шерсти для пимов, а об остальных вещах провести работу среди колхозников. На постройку танковой колонны было отдано 5 тысяч рублей. В 1943 году после обсуждения правительственной телеграммы Сталина колхозникам и колхозницам Красноярского края было решено, - к 25-летию Красной Армии подготовить красный обоз с мясом в количестве 8 центнеров и собрать посылки бойцам. В фонд жителям освобожденного Ленинграда собрано 7900 рублей, мяса 280 кг, молока 480 литров, картофеля 660 кг. О том, что колхоз работал ударно, свидетельствует и тот факт, что его председатель Колокольников Георгий Ильич в марте 1942 года был направлен на краевое совещание колхозников-передовиков.
История любого населенного пункта, любого предприятия - это, прежде всего, люди. Самый первый, имеющийся в архиве, посемейный список жителей села Верхнепашино за 1926 год включает семьи Булаевых, Валынских, Вязьминых, Захаровых, Зыряновых, Кашкаревых, Пановых, Поротовых, Сухотиных, Шуваевых. Позднее в похозяйственных книгах значатся фамилии Колокольников, Марков, Накладов, Непомнящих (встречается в документах написание Непомнющий), Симонов, Устиненко. Они строили новую жизнь своего села, а многие из них потом защищали ее на фронтах войны. Почти в каждом семейном списке за 1941-1943 годы напротив фамилий мужчин значится пометка «выбыл в РККА».
О современной жизни села, мы расскажем вам в ближайшем будущем.
По материалам статьи директора МКУ «Енисейский районный архив» Л. П. Соломенцевой
Фото Т. А. Ушениной